HTML5 на пороге…

Недавно обратил внимание, что LinkedIn обновили свое мобильное приложение. При этом приложение является полностью нативным (созданным в виде отдельного приложения, устанавливаемого в смартфон пользователя). Мне стало интересно, в связи с чем разработчики компании полностью поменяли свое мнение, так как еще год назад они широко отпраздновали выпуск своего полностью веб-ориентированного HTML5 приложения под iPad. В случае с HTML5 приложением, в отличие от нативного, на устройство пользователя устанавливается мобильная программа, состоящее только из одной страницы – главной. Вся остальная информация подгружается с сервера через интернет.

Я стал разбираться с причинами такой резкой смены курса и оказалось, что они пришли к тем же выводом, что и я со своей командой, когда работал над выпуском электронного киоска компании М.Видео для планшетных компьютеров на базе технологии HTML5.

Причина 1: HTML5 пока не является кросс-браузерной технологией

Как это не печально, но пока идея разработки универсальных кросс-браузерных приложений не получила полной поддержки. Главной причиной тому является отсутствие стандарта.

Да, да. Именно так. HTML5 пока не стал общепризнанным стандартом. Уже несколько лет это событие откладывается по причине неготовности финального документа, описывающего единые подходы. В результате, каждый производитель браузера реализует функции по своему усмотрению. Чаще всего одна и та же функция обрабатывается в разных браузерах одинаково. Однако есть исключения или отступления от предполагаемых стандартов.

По факту это означает, что все прелести кросс-браузерной разработки (один раз написал код и он одинаково работает во всех браузерах) разбиваются о необходимость отслеживать различия в работе каждого из поддерживаемых браузеров. Ниже приведен пример таблицы готовности браузеров для работы с элементов «Формы» в HTML5. Более подробно ознакомиться с отличиями в работе разных браузеров можно на ресурсе fmbip.com, где они собраны в удобные интерактивные сравнительные таблицы.

HTML5_Forms_Inputs

Причина 2. HTML5 сложно разрабатывать и поддерживать

Мир все больше и больше мобилизируется. Уже не вызывает сомнений, что десктопные компьютеры, а за ними и ноутбуки уступят место планшетам и смартфонам. Именно этим фактором обуславливается то, что HTML5 – это, в первую очередь, технология мобильных платформ. Ее назначение – привнести в смартфоны и планшеты возможность обработки информации «налету», используя при этом мобильные каналы связи для передачи данных.

Но мобильные операционные системы разрабатываются и поддерживаются крупными международными корпорациями (например, iOS – компанией Apple, Android – международным консорциумом во главе с компанией Google), которые помимо самой среды разработки предлагают набор средств отладки и мониторинга приложений. Это позволяет в режиме реального времени находить дефекты кода, утечки памяти и контролировать другие аспекты создания программного продукта. Чего нельзя сказать о технологии HTML5 (а в данном контексте уместнее говорить именно о технологии, как совокупности стандартов, продуктов и систем). Она (технология) пока в большей степени продвигается мировым сообществом, состоящим из энтузиастов. И до тех пор, пока HTML5 не стал утвержденным стандартом, компании-разработчики не стремятся вкладывать крупномасштабные инвестиции в продукты по поддержке этой технологии.

Причина 3. Пользовательский опыт

В последнее время появилось достаточно много результатов различных исследований на предмет пользовательских предпочтений в отношении мобильных технологий. Как ни как, это сейчас горячая тема.

Согласно результатам опроса, проведенного компанией BusinessApps.com среди 500 бизнесов, с большим перевесом предпочтение отдается мобильным приложениям (75% за мобильное приложение, 25% — за мобильный сайт). При этом из результатов исследования четко видно, что пользователи больше предпочитают иметь дело с приложениями, чем с мобильными сайтами (предпочтения пользователей на стороне мобильного приложения в 81% случаев и в 14% — на стороне мобильного сайта). Как следствие, ROI мобильного приложения оценивается выше, чем аналогичный показатель мобильного веб сайта.

html5-na-poroge1

Выводы компании BusinessApps подтверждаются исследованиями других компаний. Так, в своем докладе на РИФ+КИБ 2013 Михаил Черномордиков, руководитель отдела экспертов, Майкрософт Россия, привел следующие данные. Время, которое пользователи проводят в мобильных приложениях, устойчиво растет и начинает доминировать над временем, которое пользователи проводят в браузере своего мобильного устройства.

html5-na-poroge2

Не знаю, насколько эти результаты неожиданы для вас, но для меня они вполне очевидны. Если сравнить восприятие от работы в мобильном приложении и в браузере, то мои личные симпатии находятся на стороне более быстрых и более оперативных приложений.

Конечно, не все приложения можно назвать оперативными. Они, так же как и браузеры, могут тратить изрядное количество времени на загрузку информации из интернета. Но, к счастью, нативные приложения имеют больше средств для оптимизации времени ожидания, и в тех приложениях, в которых разработчики позаботились об оптимизации быстродействия, ощущение работы «не лету» формирует более комфортные условия для пользователя. Как следствие, пользователи больше любят нативные приложения, а не мобильные сайты. Да же если последние созданы по технологии HTML5.